ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»
Мы вопрошаем и допрашиваем
прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.
В. Г. Белинский
Цель урока: Выделить основные направления внутренней и внешней
политики Екатерины II. Дать характеристику личности императрицы и
ее роли в истории России.
Задачи урока:
развивать умения изучать и систематизировать информацию
из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
развивать
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического
анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
воспитание учащихся в духе
патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Оборудование
урока: карта «Россия в XVIII веке»; портреты Екатерины II,иллюстрации: памятник Петру I от Екатерины II, памятник Екатерины II; схема династии Романовых; краски,
кисти.
I Оргмомент. Определение целей и задач урока.
Учитель: задумайтесь над
словами В.Г. Белинского. Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут
вам в понимании и оценке современных событий. К эпиграфу мы вернёмся в конце
урока.
II. Опрос
Задание: в течение
урока выделяйте опорные слова, характеризующие эпоху ЕкатериныII.
Задание: Вспомните предшественников ЕкатериныII. Почему эпоха после Петра I получила
название дворцовых переворотов? Чем это было вызвано?
III. Изучение нового материала.
После смерти Елизаветы положение Екатерины
стало критическим. Петр III собирался
расторгнуть брак и жениться на своей фаворитке М. Воронцовой. Он публично
оскорблял Екатерину, чем вызвал общее недовольство двора. В такой ситуации
Екатерине не составляло труда поднять гвардейцев на новый дворцовый переворот.
ПетрIII находился у власти всего
полгода, он даже не успел короноваться и вскоре был убит в драке. Так Екатерина
стала императрицей. Правление ЕкатериныII продолжалось более трёх с половиной десятилетий – 1762-1796.
Вопрос: как
характеризуют ЕкатериныII следующие
слова: «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской
императрицей. Или умру, или буду царствовать»?
Вопрос: что вам ещё
известно о ЕкатериныII из курса 7
класса?
Время ЕкатериныII наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах,
продолжением замыслов Петра I.
«ПетруI от Екатерины II» - такие
слова выбиты на постаменте памятника первому императору России работы Фальконе.
Она имела право на подобное сравнение. Достижения и победы времени её
царствования носят во многом отпечатки её личного участия.
Слова, характеризующие Екатерину:
деятельная, неординарная правительница, талантливая, образованная, литературно
одарённая, мудрая, начитанная, дар внушения, вежливая, простая в общении.
«Среди чужих и противных людей жить по их
правилам, но думать по-своему»
Задание: Прочитайте
отрывок из работы известного русского историка В.О. Ключевского. Что было
характерно для общения ЕкатериныII со своим
окружением?
Отрывок: «Усвоенная
ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в
правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством,
которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать
свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные
идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины
даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости
прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и
прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что
становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её
с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень
нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но
думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей,
умеющих взглянуть на себя со стороны,
как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе
слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя
настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к
сожалению или раскаянию…»
Ей пишут оды, её прославляя:
Блажен, блажен народ, живущий
В пространной области твоей!
Блажен певец, тебя поющий
В жару, в огне души своей!
Доколе Милостию будешь,
Доколе права не забудешь,
С которым человек рожден;
Доколе гражданин довольный
Без страха может засыпать
И дети-подданные вольны
По мыслям жизнь располагать,
Везде природой наслаждаться,
Везде наукой украшаться
И славить прелести твои.
(Отрывок «К милости» Н.М.
Карамзин, 1792 год)
Ей был поставлен памятник в
Санкт-Петербурге. Скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. Подножие памятника
окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.
Она получат титул «Великой, Премудрой и
матери Отечества».
Вопрос: за что она
была удостоена такого титула и похвал?
Характеристика её правления:
·
XVIIIвек – эпоха
«просвещённого абсолютизма».
·
восстановила в прежних правах Сенат;
·
лично стала присутствовать на заседаниях Сената;
·
поездки по стране—впечатления—начало преобразований;
·
централизация;
·
бюрократизация;
·
непременный совет при Екатерине;
·
ликвидация Запорожской Сечи;
·
ликвидация гетманства Левобережной Украины;
·
1775г. – «Учреждение о губерниях»;
·
1767г. – комиссия для составления нового Уложения.
Екатерина II: «Моё
желание и моё удовольствие было бы всех делать счастливыми, но так как всякий
хочет быть счастливым лишь сообразно со своим характером или разумением, то мои
желания часто встречали в том препятствие, в которых я ничего не могла понять».
«Если я
посмею сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, то я рискую, что в
меня станут бросать каменьями…».
Работа с документами: «Наказ
ЕкатериныII по
составлению проекта нового Уложения», «О дворянстве», «С.Е. Десницкий о
крестьянском вопросе», «Влияние крепостного права на помещичье хозяйство и на
народное хозяйство».
Вопросы к документам: Какие цели
преследовала ЕкатериныII издавая
наказы? Каким видела ЕкатеринаII
государственный строй России? Почему было необходимо отменить крепостное право?
Работа с учебником: параграф
47, пункт 2, 3; параграф 51 (учебник- П.И. Зырянов, В.И. Буганов).
Задание: составьте
требование дворян и крестьян.
Итог: за полгода
работы комиссии была готова только одна глава – о положении дворян. Когда
началась война с Турцией, комиссия была распущена.
После крестьянской войны Е.И.
Пугачёва 1773-1775 г.г. начинается закат либерализма, укрепление абсолютизма,
для дворян наступает «золотой век», усиливается крепостное право. 1785 год –
«Жалованная грамота дворянству».
Задание: Определите
основные направления внешней политики ЕкатериныII, используя карту.
- Россия
получила выход в Южные моря, Крым стал российским.
- В результате раздела Речи Посполитой к
России отошли Белоруссия, Литва, северо-запад Украины, Курляндия.
- Авторитет России поднят на небывалую высоту.
- Создан мощный Черноморский флот.
- Русская армия – одна из лучших в Европе.
IV. Закрепление.
Назовите
опорные слова, словосочетания, предложения характеризующие эпоху Екатерины II.
Вопрос: почему
политика Екатерины II была двойственной, противоречивой? Зачем Екатерина II расширяет
привилегии дворян?
Задание в парах: Охарактеризуйте
эпоху Екатерины II через
рисунок или схему, цветом передайте своё отношение к происходящим переменам в
России.
Возвращаемся
к эпиграфу, рассуждаем.
Урок можно
завершить словами поэта В.Я. Брюсова:
Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой Европе? Скачать конспект урока
|