Понедельник, 06.05.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель  истории  и  обществознания  МБОУ "СОШ № 42"  города Курска                     Н.А. Ковтонюк

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 587
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока "Золотой век Екатерины II"


ТЕМА УРОКА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

                                                                                  В. Г. Белинский

Цель урока: Выделить основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II.  Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.

Задачи урока:

раз­вивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Оборудование урока: карта «Россия в XVIII веке»;  портреты Екатерины II,иллюстрации:  памятник Петру I от Екатерины II, памятник  Екатерины II; схема династии Романовых; краски, кисти.

I Оргмомент. Определение целей и задач урока.

Учитель:  задумайтесь над словами В.Г. Белинского. Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в понимании и оценке современных событий. К эпиграфу мы вернёмся в конце урока.

II. Опрос

Задание: в течение урока выделяйте опорные слова, характеризующие эпоху ЕкатериныII.

Задание:  Вспомните предшественников ЕкатериныII. Почему эпоха после Петра I получила название дворцовых переворотов? Чем это было вызвано?

III. Изучение нового материала.

После смерти Елизаветы положение Екатерины стало критическим. Петр III собирался расторгнуть брак и жениться на своей фаворитке М. Воронцовой. Он публично оскорблял Екатерину, чем вызвал общее недовольство двора. В такой ситуации Екатерине не составляло труда поднять гвардейцев на новый дворцовый переворот. ПетрIII находился у власти всего полгода, он даже не успел короноваться и вскоре был убит в драке. Так Екатерина стала императрицей. Правление ЕкатериныII продолжалось более трёх с половиной десятилетий – 1762-1796.

Вопрос: как характеризуют ЕкатериныII следующие слова: «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей. Или умру, или буду царствовать»?

Вопрос: что вам ещё известно о ЕкатериныII из курса 7 класса?

Время ЕкатериныII наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, продолжением замыслов Петра I.

«ПетруI от Екатерины II» - такие слова выбиты на постаменте памятника первому императору России работы Фальконе. Она имела право на подобное сравнение. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечатки её личного участия.

Слова, характеризующие Екатерину: деятельная, неординарная правительница, талантливая, образованная, литературно одарённая, мудрая, начитанная, дар внушения, вежливая,  простая в общении.

«Среди чужих и противных людей жить по их правилам, но думать по-своему»

Задание: Прочитайте отрывок из работы известного русского историка В.О. Ключевского. Что было характерно для общения ЕкатериныII со своим окружением?

Отрывок: «Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством, которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на  себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»

Ей пишут оды, её прославляя:

 

Блажен, блажен народ, живущий

В пространной области твоей!

Блажен певец, тебя поющий

В жару, в огне души своей!

Доколе Милостию будешь,

Доколе права не забудешь,

С которым человек рожден;

 

Доколе гражданин довольный

Без страха может засыпать

И дети-подданные вольны

По мыслям жизнь располагать,

Везде природой наслаждаться,

Везде наукой украшаться

И славить прелести твои.

(Отрывок «К милости» Н.М. Карамзин, 1792 год)

 

Ей был поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. Подножие памятника окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.

Она получат титул «Великой, Премудрой и матери Отечества».

Вопрос: за что она была удостоена такого титула и похвал?

Характеристика её правления:

·         XVIIIвек – эпоха «просвещённого абсолютизма».

·         восстановила в прежних правах Сенат;

·         лично стала присутствовать на заседаниях Сената;

·         поездки по стране—впечатления—начало преобразований;

·         централизация;

·         бюрократизация;

·         непременный совет при Екатерине;

·         ликвидация Запорожской Сечи;

·         ликвидация гетманства Левобережной Украины;

·         1775г. – «Учреждение о губерниях»;

·         1767г. – комиссия для составления нового Уложения.

Екатерина II: «Моё желание и моё удовольствие было бы всех делать счастливыми, но так как всякий хочет быть счастливым лишь сообразно со своим характером или разумением, то мои желания часто встречали в том препятствие, в которых я ничего не могла понять».

«Если я посмею сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, то я рискую, что в меня станут бросать каменьями…».

Работа с документами: «Наказ ЕкатериныII по составлению проекта нового Уложения», «О дворянстве», «С.Е. Десницкий о крестьянском вопросе», «Влияние крепостного права на помещичье хозяйство и на народное хозяйство».

Вопросы к документам: Какие цели преследовала ЕкатериныII издавая наказы? Каким видела ЕкатеринаII государственный строй России? Почему было необходимо отменить крепостное право?

Работа с учебником: параграф 47, пункт 2, 3; параграф 51 (учебник- П.И. Зырянов, В.И. Буганов).

Задание: составьте требование дворян и крестьян.

Итог: за полгода работы комиссии была готова только одна глава – о положении дворян. Когда началась война с Турцией, комиссия была распущена.

            После крестьянской войны Е.И. Пугачёва 1773-1775 г.г. начинается закат либерализма, укрепление абсолютизма, для дворян наступает «золотой век», усиливается крепостное право. 1785 год – «Жалованная грамота дворянству».

Задание: Определите основные направления внешней политики ЕкатериныII, используя карту.

- Россия получила выход в Южные моря, Крым стал российским.

 - В результате раздела Речи Посполитой к России отошли Белоруссия, Литва, северо-запад         Украины, Курляндия.

 - Авторитет России поднят на небывалую высоту.

 - Создан мощный Черноморский флот.

 - Русская армия – одна из лучших в Европе.

IV. Закрепление.

Назовите опорные слова, словосочетания, предложения характеризующие эпоху Екатерины II.

Вопрос: почему политика Екатерины II была двойственной, противоречивой? Зачем Екатерина II расширяет привилегии дворян?

Задание в парах: Охарактеризуйте эпоху Екатерины II через рисунок или схему, цветом передайте своё отношение к происходящим переменам в России.

Возвращаемся к эпиграфу, рассуждаем.

Урок можно завершить словами поэта В.Я. Брюсова:

Не надо несбыточных грёз,

Не надо красивых утопий.

Мы снова решаем вопрос,

 Кто мы в этой Европе?

Скачать конспект урока


Категория: Мои статьи | Добавил: kovtonuk (11.09.2010) | Автор: Наталия Ковтонюк E
Просмотров: 13900 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz