Пятница, 26.04.2024, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель  истории  и  обществознания  МБОУ "СОШ № 42"  города Курска                     Н.А. Ковтонюк

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 587
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогическая технология «Школа успеха»

Педагогическая технология «Школа успеха»

учителя истории школы №6 г. Курска Ковтонюк Н.А.

 

                            Человек, не знающий ничего, может научиться;                                        дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

 

Целевые ориентации

·        Формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

·        Развитие интеллекта, творческого потенциала школьников, обеспечение саморазвития личности.

·        Удовлетворение познавательных потребностей и развитие способностей учащихся.

·        Утверждение ученика  в среде сверстников как яркой индивидуальности.

 

Концептуальные положения

·        Личность развивается только в процессе собственной деятельности.

·        Учитель должен помочь детям научиться учиться.

·        Обеспечение условий становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

·        Если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать.

·        Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

·        Учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или  наказаний.

 

Методические особенности

Меняется роль информации. Она необходима не столько  для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Каждые 7-10 лет объём научной информации удваивается. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи. Педагог как бы заранее создаёт ситуацию успеха, так как то, что найдено, осмыслено самостоятельно, прочнее и надёжнее оседает в памяти учащихся. Толстой Л.Н. говорил: «Знания только тогда знания, когда они обретены усилиями собственной мысли». Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников является необходимым условием  и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности.


Механизмы организации учебного процесса

(деятельностный способ обучения)

·        Цель. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности.

·        Мотивы. Опора на внутренние мотивы деятельности (это могут быть приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением от полученного индивидуального результата и др.).

·        Средства. Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели.

·        Действия. Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика.

·        Результат. Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе.

·        Оценка. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.

 

Предложения

1.     Учебный процесс стал бы более эффективным, если бы содержал двухурочную систему (два урока в средней и старшей школе по дисциплине в один день). Это бы способствовало повышению познавательного уровня каждого занятия и создавало лучшие возможности для увеличения времени, выделяемого на самостоятельную работу учеников под руководством учителя.

2.     Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки учащихся, согласуемой с учителем. Пятибалльная система, на мой взгляд, не совсем объективна. Один ученик занимается на «4+», другой – на «4 - », но в четверти у каждого из них отметка «4». Где справедливость? Более объективно в итоге за четверть указывать средний балл ученика (складываются все оценки, которые ученик заработал за четверть, и сумма делится на количество оценок). Таким образом, можно наглядно проследить индивидуальные успехи каждого ребёнка.

 

Создание ситуации успеха для решения учебных задач.

Многим детям не хватает уверенности в себе; существует боязнь ошибиться, неправильно ответить; школьники бояться быть непонятыми в классе, осмеянными. Таких детей с заниженной самооценкой нужно поддерживать, одобрять, замечать их хоть маленькие, но успехи, прогресс. Учёба должна приносить ребёнку радость. И учитель должен помочь ученику в этом. На уроке должна быть создана доброжелательная атмосфера, условия, обеспечивающие возможность школьнику пережить чувство радости и  успеха в достижении поставленной цели. Для этого необходимо опрос, изучение нового материала, закрепление максимально разнообразить и по формам, и по сложности. Это даст возможность утвердить, проявить себя, как можно большему числу детей. Ребёнок начинает себя уважать, как только ему удаётся применить свои знания и умения мыслить. Когда ребёнок учиться мыслить и решать, возникающие перед ним задачи, он одновременно обретает уверенность в себе.

Ребёнок должен быть уверен в уважении со стороны окружающих, а учитель должен помочь ему обрести и завоевать положительную оценку одноклассников. Если ученик будет оставаться одиноким, его потребность осознать себя полноценной личностью так и останется нереализованной.

Активизировать мыслительную деятельность учеников на уроке мне помогает моё изобретение – поощрительные карточки. Их обучающиеся получают за активное участие во всех этапах урока. Пять таких карточек за занятие – отметка «5». Для тех, кто не набрал необходимое количество, действует накопительная система. Таким образом, каждый ученик имеет возможность получить высший балл – «5». Разница в том, что у одних детей таких положительных поощрительных оценок больше, у других меньше. Но пережить ситуацию успеха может каждый.

В создании положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока мне помогает ещё одно новшество – палитра настроения. Это конверт с файлами, содержащий карточки четырёх цветов – красного, желтого, синего и чёрного. Палитра настроения находится на парте перед каждым школьником. По моей просьбе, через выбор цвета, ученик показывает свою готовность к уроку, своё самочувствие. Таким образом, уже в начале урока, я вижу общий настрой класса и индивидуальное настроение каждого ребёнка. Это даёт возможность скорректировать план работы при необходимости. В конце урока через палитру настроения можно узнать у учащихся, удовлетворены ли они собственной работой на уроке, понравилось ли им занятие.

Всё это обеспечивает комфортное психологическое самочувствие  обучающихся, создаёт благоприятные предпосылки для решения учебных задач.

 

Результаты:

·        уровень подготовки учащихся по истории и обществознанию достаточно высок;

·          результативность обучения стабильно повышается;

·        любовь к предмету, высокая мотивация школьников в учебной деятельности;

·         результативность участия моих учеников в городских олимпиадах и региональных конференциях возрастает; они успешно поступают в ВУЗы на бюджетной основе;

·        моя методическая работа известна в городе и области: я неоднократно участвовала в городских и областных семинарах; выступления, проведённые уроки по данной технологии получили высокую оценку; опыт моей работы вызвал большой интерес; мои статьи опубликованы в журнале «Педагогический поиск», сборниках научно-практических статей.

 

В заключении

Очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё. Человек никогда не преуспеет в жизни,  в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Скачать материал



Категория: Мои статьи | Добавил: kovtonuk (11.09.2010) | Автор: Наталия Ковтонюк E
Просмотров: 3163 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz